пятница, 13 января 2012 г.

«Фронт змін» - против нереального бюджета

На последней в прошлом году сессии горсовета мы, депутаты от политической партии «Фронт змін», голосовали против бюджета на 2012 год.
В том виде, в котором сегодня представлен у нас главный финансовый документ Измаила на 2012 год, он нереален.
Дело даже не в том, что нарушен регламент горсовета (пункт 16 раздела 11), в соответствии с которым проект бюджета должен был быть представленным депутатам, как минимум, за семь рабочих дней. Это важно, потому что для того, чтобы изучить этот сложный и объемный финансовый документ, нужно время. Так вот нам его представили 28 декабря после обеда, а 30 декабря мы уже должны были проголосовать за него.
К слову, Закон «О доступе к публичной информации» требует, что данный документ следовало опубликовать в СМИ и на сайте горсовета за 20 дней до его рассмотрения в сессионном зале. Но и это не принято во внимание.
Мы понимаем, что данное нарушение сроков вызвано тем, что бюджет спускался сверху (как и сроки его рассмотрения). В итоге мы получили на его изучение пару дней, что, согласитесь, недостаточно.
Что касается содержания, то мы уверены, что бюджет нереален по наполнению.
То есть, можно прекрасно планировать расходы и обещать увеличить финансирование медицины, культуры и образования, а что будет на самом деле? Мало запланировать - важно, как оно все будет выполняться.
Возьмем защищенные статьи (в бюджетной сфере это - зарплата и расходы на энергоносители). Так вот в бюджете 2012 года запланирована зарплата нашим бюджетникам всего лишь на 10 месяцев, и дефицит составляет два месяца. Нереальны и доходы городского бюджета. В 2011 году доходы горбюджета по подоходному налогу были запланированы в сумме 75 миллионов гривен, однако, насколько нам известно, поступило только 70 миллионов. Но несмотря на это, на 2012 год запланировано поступление без малого 90 миллионов гривен. Реально ли это? Возможно ли при реальных (поступивших) семидесяти миллионах гривен подоходного налога увеличить его на 20 миллионов (или почти на 30%)?
Думаем, что в условиях непростой экономической ситуации и в стране, в наших бюджетообразующих предприятиях нереально. Надо ли говорить о том, что ситуация с Дунаем пока не улучшается, что проблема выплаты долгов все еще остается среди неразрешимых, что сложностей и в пароходстве, и в порту не уменьшается. Собственно, поэтому запланированное увеличение доходной части нашего бюджета почти на 30% (по подоходному налогу) скорее невыполнимо, чем реально.
Скорее всего, с принятием закона «О портах» начнутся какие-то процессы по портам - и, в том числе, по Измаильскому.
То есть, рассчитывать на увеличение доходной части бюджета города Измаила за счет этих предприятий однозначно не следует.
Надежды городского головы о том, что мы сможем увеличить доходы за счет легализации зарплаты, могут остаться надеждами: в 2011 году мы тоже боролись за это, и что?
Более того, средняя зарплата по Измаилу в конце года уменьшилась на порядка 150 гривен - вместо запланированного роста.
Можно сказать и о зафиксированном в бюджете желании получить от застройщиков 900 тысяч гривен на развитие инфраструктуры города. Но такое решение вызывает двоякую реакцию: для предпринимателей оно означает увеличение отчислений на сумму до 7,5% от проектной стоимости объекта. Да и у граждан возникло опасение - смогут ли они «потянуть» строительство? (Уточним, что частные лица - если жилая площадь строительства превышает 300 кв. м - также подпадают под это решение: 4% от стоимости проекта - размер оплаты в бюджет на развитие инфраструктуры города).
На заседании профильной комиссии мы предложили остановиться на 5% и 2% соответственно. Потому как наше желание получить много денег (и принять решение о 10% - максимальной! - оплате) вряд добавит инвестиционной привлекательности Измаилу. И внешние инвесторы просто уйдут. Останется наш, местный (главный!) инвестор. Но таким решением мы сами ставим максимальные преграды тем, кто хочет строить в нашем же городе жилье и все остальное! В цивилизованном мире бизнес не давят на корню, а дают ему встать на ноги (в нашем случае - построиться), и после этого уже бизнес начинает платить налоги, наполняя бюджеты.
…Но нас не поддержали. А вот на фракции ПР процент платежа на развитие инфраструктуры чуть уменьшили, и в результате сессия остановилась на 7,5%. Да, это чуть лучше, но о каком зеленом свете для малого и среднего бизнеса может идти речь, если мы своим решением существенно увеличиваем сметную стоимость объектов?
Есть в этом решении о паевом участии и «западня», которую почему-то никто не заметил. Допустим, кто-то решил построить объект, и к нему надо подвести коммуникации. Построив их, предприниматель (или не-предприниматель) передает их на баланс городу. Если стоимость работ по строительству этих коммуникаций превышает те самые 7,5% на развитие инфраструктуры, то город должен погасить возникшую разницу. А теперь можете себе представить ситуацию, когда некто построит в черте города - но, образно говоря, в поле - магазин (к примеру) и подведет туда дорогу, которая может стоить больше самого магазина, то город обязан будет компенсировать ему затраты, превышающие 7,5% от стоимости строительства магазина. Мы создаем лазейку для превращения бюджета в мощную финансовую подпитку для определенного рода застройщиков! Кто-то будет строиться, напрягая все силы и жилы, а кто-то будет получать помощь от бюджета. Правильно ли это?
…Возвращаясь к бюджету: да, внесено в доходную часть бюджета 2012 года 900 тысяч гривен от застройщиков. А будет ли реальным это наполнение? Может, все остановится на 300-400 тысячах?
Далее - поговорим о социальных программах. Детсад «Светлячок», спорткомплекс… Думается, что такие проекты нецелесообразны.
Сегодня мы планируем выделить «Светлячку» 2 миллиона гривен. Но посмотрите на детсад «Парус», который мы его ремонтируем пять лет, израсходовав порядка 8 миллионов гривен. Но объект еще не заработал! Кроме того, есть задолженность перед подрядчиками за уже выполненные работы. Так почему не сделать толком один объект? Что же касается ремонта детсада «Светлячок», то с учетом выделения в этом году всего лишь 2 млн. грн. он растянется на четыре-пять лет. Да и говорят о нем уже столько же…
О спорткомплексе. Выделение в этом году 10 млн. грн. - при стоимости объекта почти 50 миллионов гривен - означает, что работы планируется вести 4-5 лет. Выделят ли нам в следующем году 10 миллионов? А, может, это будет всего 1 миллион? И кто подумал об инфляции? Растянутый срок строительства может повысить стоимость объекта и до 80 миллионов гривен, и больше. Да и нужен ли он нам?
Сегодня реально не хватает детских садов. Так, может, надо оперативно решать этот вопрос? За 10 миллионов можно построить нормальный детсад - и всего лишь за год. А в следующем году решить следующий вопрос. То есть, будет у города и горожан одной проблемой меньше. Будет выполнено и указание Президента Украины о строительстве социально значимых объектах. Но кому-то выгодно растягивать решение вопроса, рассказывая об одном и том же много лет. Стоит ли говорить о прозрачности использования средств, которые выделяются на протяжении нескольких лет? И мы забываем, что спорткомплекс надо будет и содержать.
А нам пароходство передало стадион, который также требует определенных финансовых вложений. Никто не отрицает, что порт в ближайшем будущем (с учетом того, что уже передано в коммунальную собственность города общежитие) может передать громаде Измаила и спорткомплекс «Портовик», который также надо будет содержать. А вот средства в бюджете на эти цели пока даже не просматриваются!
…Мы планируем увеличение расходов, и под них подгоняем доходы (разумный хозяин делает наоборот). Но в итоге будем пытаться «закрыть» зарплаты, а вот на содержание больных, на питание школьников и дошкольников, на спорт и культуру у нас просто не останется ничего. Потому что бюджет нереальный. Поэтому невыполнимый.
Уже не будем говорить о нестыковках (даже арифметических), которые возникли из-за сжатых сроков подготовки документа. Даже не выведена общая сумма кредиторской задолженности подрядчикам за уже выполненные работы на объектах коммунальной собственности, и с этими долгами мы входим в наступивший год, автоматически увеличивая расходную часть бюджета…
А причина такой ситуации - в поставленной «сверху» задаче увеличить доходную часть главного финансового документа на 27% сравнительно с планом прошлого года. И от этого показателя очень красиво «нарисованы» расходы на 2012 год…
Вот поэтому мы голосовали против принятия такого бюджета, который считаем провальным.
В 2011 году мы рассчитывали, что проживем своими силами, но в итоге пошли кланяться Киеву, чтобы закрыть образовавшуюся бюджетную дыру.
Как будет в этом году? Дыра-то изначально спланирована - причем, больше, чем прошлогодняя!

Анатолий Фуфаев, Василий Сорочишин,
депутаты Измаильского городского совета
от партии «Фронт змін»


"СИТИ" от 13.01.2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий